Sunday, April 13, 2014

Гамбургер для левши?
Еще относительно недавно слово "фастфуд" (fast food) было незнакомо жителям 1/6 части планеты. А сейчас оно стало привычным англицизмом в русском языке, каких в последние 20 лет появилось немало. Данная система питания и обслуживания быстро завоевала себе территорию бывшего СССР. (Правда сейчас в России на очередной волне антиамериканизма звучат призывы закрыть все МакДональдсы. Ну это мы уже проходили!) Тому есть много причин: это быстрота приготовления и употребления пищи, дешевизна (относительная). Особенно прижилась система "быстрого питания" в крупных городах с насыщенным ритмом жизни. В английском же языке это слово fast food стало официальным с 1951 года, когда оно появилось в знаменитом «Американском словаре английского языка» (Webster's Dictionary).
Концепция продажи готовой еды появилась еще много веков назад в Древнем Риме, когда на улице с условных лотков продавались хлеб, колбаса и вино. Но по-настоящему сеть ресторанов быстрого питания получила свое развитие в первой половине прошлого века и законодателями моды в этой области бизнеса стали американцы. Первые точки общепита, где продавались блюда, приготовленные из полуфабрикатов, появились в 1921 году в Канзасе. В конце 1940-х  на рынке быстрого питания появились первые рестораны McDonald's. А вот первый ресторан сети Burger King был открыт 4 декабря 1954 года в пригороде Майами во Флориде.
Пожалуй, самое знаменитое блюдо сети Бюргер Кинг, "Воппер"("Whopper"), было создано в 1957 году сооснователем компании Джеймсом МакЛемором (James McLamore) и первоначально он стоил 37 центов. Джеймс решил, что большие размеры его гамбургера привлекут внимание покупателей. Отсюда и пошло название "Whopper", означающее "громадина". Это был своего рода ответ на аналогичный вариант "Биг Мака" компании McDonald's, главного конкурента Burger King. Состав классического Воппера: лист салата, репчатый лук, ломтики соленого огурца, майонез, кетчуп и 113-грамовая говяжья котлета, зажареная на гриле.  
Весной 1998 года корпорация Burger King на целой странице газеты USA Today опубликовала рекламу, согласно которой утверждалось, что данная сеть ресторанов пошла навстречу левшам, которых по подсчетам посещало Burger King ежедневно по всему миру порядка 1.4 млн человек. (В одной Америке живет около 32 млн левшей. Интересно, как это подсчитали?). Новое блюдо в меню ресторанов назвали "Воппер для левшей" ("Left-Handed Whopper").
В рекламе разъяснялось, что в таком варианте бюргера используются все теже ингредиенты, расположенные между двумя частями булочки, что и в оригинальном Воппер, но они повернуты на 180°, что удобно для тех, у кого левая рука развита лучше правой. В этом случае центр тяжести бюргера перемещается в левую сторону, а значит практически исключается вываливание ингредиентов бюргера через правую сторону булочки. Как было заявлено "левосторонние Вопперы будут поначалу производиться только в ресторанах компании в США, но руководством рассматриваются планы по распространению этого новшества и в странах с большим процентом левшей среди населения".
Уже на следующий день левши выстроились в длинные очереди в ресторанах Burger King, чтобы купить новый бюргер. При этом правши также стали беспокоиться, что бы им приготовили Воппер старого образца, а на кассе не перепутали варианты.  
Лишь очень немногие тогда обратили внимание на то, что реклама нового Воппера была помещена в газете USA Today 1-го апреля, что навело их на определенные выводы о "серьезности" данной акции. Еще какая-то часть потребителей (возможно, отличники по математике) заметили, что классический гамбургер круглый и для такой формы нет понятия "правый-левый".
Это же конечно был первоапрельский розыгрыш, удачно придуманный и хорошо подданный публике маркетинговой службой компании. Но авторы данной шутки попали в цель. Они сыграли на том, что в мире достаточно много людей, которые предпочитают левую руку правой, но для их удобства было сделано мало. И когда одна из всемирных сетей быстрого питания вроде бы позаботилась о проблемах левшей, это было принято с таким энтузиазмом, что на некоторые совпадения по дате и нелепости рекламного объявления просто не обратили внимания.
В дальнейшем эту шутку Burger King включили в десятку наиболее удачных первоапрельских розыгрышей в мире.
P.S. Здесь хочется напомнить несколько дат из истории того, что специально было сделано для "левшей": в 1965 году впервые в Британии были представлены ножницы для левшей. 30-ю годами позже британский банк Lloyds впервые выпустил чековую книжку, в которой отрывать чеки было удобно левой рукой. А первая компьютерная "мышка" для леворуких появилась в 1998-м.
Левшей в мире действительно много и среди них немало знаменитостей. Вот только некоторые из них: американские президенты ХХ и ХХI веков: Герберт Гувер, Гарри Трумен, Джеральд Форд, Рональд Рейган, Джордж Буш-младший, Билл Клинтон, Барак Обама. Нынешние Премьер-министры Великобритании и Израиля Дэвид Камерон и Бенджамин Натаньяху, бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, покойный Уго Чавес, Принц Вильям и его отец Принц Чарльз.
А вот примеры художников - Леонардо Да Винчи, Рембрант, Винсент Ван Гог.

Ну и так, "по мелочи": актеры и актрисы - Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли, Деми Мур, Морган Фриман, Николь Кидман, Джулия Робертс, Леди Гага, Брюс Виллис. Знаменитые американские телеведущие Опра Винфри и Девид Леттерман, основатель "Майкрософта" - Бил Гейтс, гитаристы Джимми Хендрикс и Пол МакКартни. Список этот можно продолжать бесконечно, но при этом кажется, что все эти неординарные личности в ресторанах Burger King нечастые посетители. 

No comments:

Post a Comment